[МДОБУ № 7 "Ласточка" станицы Прочноокопской ]

«Детский рисунок «королевский путь познания мира».

«Детский рисунок «королевский путь познания мира».

Детский рисунок по праву можно назвать «королевским путем познания мира». Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что узнает о предметах и явлениях, то, что воображает.  И для нас взрослых детский рисунок может рассказать о многом, так как  является отражением личности ребенка, его чувств, переживаний, показателем его развития.  Существует множество проективных рисуночных методик: «Несуществующее животное», «Рисунок человека», «Рисунок на выставку», «Дом, дерево, человек» и др. Данные методики апробированы и имеют достаточно достоверную интерпретацию результатов.

Однако что может нарисовать малыш в возрасте 2-3 лет? Каракули, черточки, круги… И как можно интерпретировать такие «шедевры»?

Каракули отражают уровень психомоторного контроля и мыслительных функций. Наблюдая за тем, как ребенок держит карандаш – сильно сжимая или свободно, можно судить о скованности и страхе ошибиться или о свободной манипуляции при обучении и игре.

Сильно спутанные круги  – клубки, заштрихованная паутина, процарапанный лист – свидетельствует о напряжении, беспокойстве, возникающей агрессии, страхе, возбуждении малыша.  Еле различимые круги. Тонкие линии, которые ребенок проводит, лишь слегка касаясь карандашом бумаги. Свидетельствует о робости, застенчивости, неумении устанавливать контакт; возможно, это указывает на авторитарную семью или воспитателя, который в данный момент занимается с ребенком.

Многие дети 2-3 лет начинают узнавать в нарисованных каракулях предметы: «Это солнышко, это жук» и пр. Попросите ребенка рассказать, что он изобразил. Комментарий может дать больше информации для диагностики, чем рисунок. Когда просите ребенка нарисовать картинку, с цель дальнейшей диагностики, не подсказывайте и не помогайте ребенку в рисовании.

Дети старше 3-х лет уже пытаются изобразить людей.  Первые человечки выглядят забавно - этакие «голованоги». В дальнейшем происходит детализация человечков. По рисунку человека можно судить об развитии интеллекта у ребенка и развитии образного мышления. Однако даже при рисовании «голованогов» малышами,  следует обратить внимание на способ и манеру рисования. Если малыш закрашивает лицо нарисованного человечка, вероятно, он ощущаетродительское давление, не умеет контролировать эмоции, плаксив и тревожен.

Если после 3,5 лет ребенок не соблюдает границы листа, это может свидетельствовать о некоторой задержке в развитии сенсо-моторной координации. Такие дети особенно нуждаются в заботе, совместных занятиях со взрослым, одобрении действий. Если малыш «закалякивает» все пространство листа, поверх одного рисунка делает другой, третий, не оставляя свободных мест, - это свидетельствует о чувстве беспокойства. Возможно, ребенок чувствует себя одиноким, ему не хватает защищенности. Вытесняя чувство беспокойства, тревоги, ребенок устраняет все белые пятна, косвенно сигнализируя о потребности в большем участии взрослых в его жизни.

В рисунках маленьких детей следует обращать внимание и на линии. Они могут образовывать каракули, а могут быть нарисованы самостоятельно.

Прямые линии нарисованные отдельно и комментируемые ребенком как «лесенка», могут свидетельствовать об эмоциональном равновесии.

Изогнутые линии (как тетива лука, вверх или вниз), нарисованные с сильным нажимом, свидетельствуют о скрытой агрессии, нежелание уступать, неуравновешенности.

Часто прерывающаяся линия (пунктир) свидетельствует о робости, нерешительности, безынициативности ребенка.

Линии волнообразные, с равномерным нажимом, свидетельствуют о самообладании, равновесии, малыш может иногда казаться безучастным и апатичным.

Линия похожая на кардиограмму - ребенок испытывает напряжение, нарушение эмоционального состояния (чтобы  подтвердить или опровергнуть  это, необходимо провести полное психодиагностическое обследование).

Линия из отрезков разного размера, нарисованная то с сильным то сильным то с слабым нажимом свидетельствует о  недоверии ребенка неумении за себя постоять

Вертикальные линии с сильным нажимом рисуют дети с упрямым характером, желающие всегда настоять на своем.

Резкие ломанныелинии свидетельствуют о решительном, иногда агрессивном характере ребенка. Вертикальные линии «штопором» рисуют веселые, наблюдательные, шумные дети

Дети, уверенные в себе, обладающие покладистым характером, используют линии разных типов и разной длинны.



Источник: http://Аралова «Справочник педагога-психолога ДОУ»
Категория: Советы и рекомендации педагога-психолога | Добавил: dou7-novokubansk (02.01.2014)
Просмотров: 477 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar