«Детский рисунок «королевский путь познания мира». Детский рисунок по праву можно назвать «королевским путем познания мира». Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что узнает о предметах и явлениях, то, что воображает. И для нас взрослых детский рисунок может рассказать о многом, так как является отражением личности ребенка, его чувств, переживаний, показателем его развития. Существует множество проективных рисуночных методик: «Несуществующее животное», «Рисунок человека», «Рисунок на выставку», «Дом, дерево, человек» и др. Данные методики апробированы и имеют достаточно достоверную интерпретацию результатов. Однако что может нарисовать малыш в возрасте 2-3 лет? Каракули, черточки, круги… И как можно интерпретировать такие «шедевры»? Каракули отражают уровень психомоторного контроля и мыслительных функций. Наблюдая за тем, как ребенок держит карандаш – сильно сжимая или свободно, можно судить о скованности и страхе ошибиться или о свободной манипуляции при обучении и игре. Сильно спутанные круги – клубки, заштрихованная паутина, процарапанный лист – свидетельствует о напряжении, беспокойстве, возникающей агрессии, страхе, возбуждении малыша. Еле различимые круги. Тонкие линии, которые ребенок проводит, лишь слегка касаясь карандашом бумаги. Свидетельствует о робости, застенчивости, неумении устанавливать контакт; возможно, это указывает на авторитарную семью или воспитателя, который в данный момент занимается с ребенком. Многие дети 2-3 лет начинают узнавать в нарисованных каракулях предметы: «Это солнышко, это жук» и пр. Попросите ребенка рассказать, что он изобразил. Комментарий может дать больше информации для диагностики, чем рисунок. Когда просите ребенка нарисовать картинку, с цель дальнейшей диагностики, не подсказывайте и не помогайте ребенку в рисовании. Дети старше 3-х лет уже пытаются изобразить людей. Первые человечки выглядят забавно - этакие «голованоги». В дальнейшем происходит детализация человечков. По рисунку человека можно судить об развитии интеллекта у ребенка и развитии образного мышления. Однако даже при рисовании «голованогов» малышами, следует обратить внимание на способ и манеру рисования. Если малыш закрашивает лицо нарисованного человечка, вероятно, он ощущаетродительское давление, не умеет контролировать эмоции, плаксив и тревожен. Если после 3,5 лет ребенок не соблюдает границы листа, это может свидетельствовать о некоторой задержке в развитии сенсо-моторной координации. Такие дети особенно нуждаются в заботе, совместных занятиях со взрослым, одобрении действий. Если малыш «закалякивает» все пространство листа, поверх одного рисунка делает другой, третий, не оставляя свободных мест, - это свидетельствует о чувстве беспокойства. Возможно, ребенок чувствует себя одиноким, ему не хватает защищенности. Вытесняя чувство беспокойства, тревоги, ребенок устраняет все белые пятна, косвенно сигнализируя о потребности в большем участии взрослых в его жизни. В рисунках маленьких детей следует обращать внимание и на линии. Они могут образовывать каракули, а могут быть нарисованы самостоятельно. Прямые линии нарисованные отдельно и комментируемые ребенком как «лесенка», могут свидетельствовать об эмоциональном равновесии. Изогнутые линии (как тетива лука, вверх или вниз), нарисованные с сильным нажимом, свидетельствуют о скрытой агрессии, нежелание уступать, неуравновешенности. Часто прерывающаяся линия (пунктир) свидетельствует о робости, нерешительности, безынициативности ребенка. Линии волнообразные, с равномерным нажимом, свидетельствуют о самообладании, равновесии, малыш может иногда казаться безучастным и апатичным. Линия похожая на кардиограмму - ребенок испытывает напряжение, нарушение эмоционального состояния (чтобы подтвердить или опровергнуть это, необходимо провести полное психодиагностическое обследование). Линия из отрезков разного размера, нарисованная то с сильным то сильным то с слабым нажимом свидетельствует о недоверии ребенка неумении за себя постоять Вертикальные линии с сильным нажимом рисуют дети с упрямым характером, желающие всегда настоять на своем. Резкие ломанныелинии свидетельствуют о решительном, иногда агрессивном характере ребенка. Вертикальные линии «штопором» рисуют веселые, наблюдательные, шумные дети Дети, уверенные в себе, обладающие покладистым характером, используют линии разных типов и разной длинны. Источник: http://Аралова «Справочник педагога-психолога ДОУ» | |
| |
Просмотров: 477 | |
Всего комментариев: 0 | |