РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
"Общение воспитателя с родителями воспитанников"
Семья и дошкольные учреждения – два различных по воспитательным функциям института социализации детей, взаимодействующих друг с другом. В дошкольном учреждении ребенок получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к детскому саду.
Новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), отвечает новым социальным запросам, в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов возможно только при становлении детского учреждения открытой системой. Открытость дошкольного учреждения, включает «открытость внутрь» и «открытость наружу». «Открытость внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, «поход» в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи – чему-то научат детей. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. Педагоги имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания. «Открытость наружу» - означает, что детский сад готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, вовлекать родителей к участию в районных конкурсах.
Внедрение Новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.
Принципы взаимодействия с родителями:
-
- Доброжелательный стиль общения педагогов и родителей. Не уместен категоричность, требовательный тон.
- Индивидуальный подход нужен не только в общении с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель должен чувствовать ситуацию, настрой мам и пап, должен уметь успокоить родителей, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку.
- Сотрудничество, а не наставничество. Современные родители — люди грамотные и компетентные, поэтому позиция наставлений, пропаганды пользы не принесет.
Уважаемые педагоги, помните:
- Не выносите суждений, т. к. это порождает протест со стороны родителей.
- Не поучайте (нельзя навязывать свою точку зрения, «учить жизни» «На вашем месте я бы...) - это ущемляет самолюбие собеседника.
- Не ставьте диагноз. Категорические высказывания «Ваш ребенок не умеет вести себя...», «Вам нужно обратиться к специалисту...» настраивает родителей против Вас.
- Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса.
- Не разглашайте тайну.
- Не провоцируйте конфликты, умейте вовремя остановиться.
- Покажите родителям, что вы любите их детей такими, каковы они есть.
- Жизнеутверждающий настрой, опора на положительные качества детей.
- Сохраняйте выдержку и самообладание.