Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
МДОБУ № 7 - Формирование культурно-гигиенических навыков
[МДОБУ № 7 "Ласточка" станицы Прочноокопской ]


Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников.


Выделяют три основные категории:


  1. гигиенические навыки (приём пищи, умывание и мытьё рук, пользование горшком и т.п.);

  2. навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям);

  3. навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).

     

    Гигиеническое воспитание направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:


  • мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;

  • умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;

  • принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом — и перед дневным сном;

  • мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);

  • подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;

  • полоскать рот после приема пищи (с двух лет);

  • пользоваться зубной щеткой (с двух лет);

  • пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);

  • пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);

  • ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);

  • не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);

  • мыть ноги перед сном.

     

    Для проведения гигиенических процедур с ребенком создайте все необходимые условия:


  • разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз!) ребенка;

  • подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;

  • прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа;

  • положите в ванной коврик (решетку), чтобы ребенок не поскользнулся.

     

    Учим умываться


  • Завернуть рукава одежды ребенка.

  • Проверить температуру воды.

  • Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно поиграть: "Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей внучки (дочки)!" и т. п.

  • Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.

  • Вымыть лицо, называя каждую его часть. Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха.

  • Еще раз обмыть водой руки ребенка.

  • Закрыть воду.

  • Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.

  • Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.

  • Предложить посмотреть в зеркало: "Вот какой ты стал чистенький и красивый!"

     

    Учим пользоваться полотенцем


  • Снять полотенце с крючка.

  • Положить его на одну руку, затем спрятать под него вторую руку.

  • Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, прижимая, касаться каждой части лица.

  • Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.

  • Вытереть вторую руку.

     

    Учим пользоваться носовым платком


  • Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.

  • Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.

  • Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п.

  • Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью).

  • Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман.

  • Обращать внимание на чистоту носового платка.

     

    Учим пользоваться расческой


  • Знать свою расческу и место, где она лежит.

  • Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.

  • Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.).

  • Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания ("Я сам!").

  • Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.

  • Исключить возможность пользования чужой расческой.

     

    Учим пользоваться зеркалом


  • Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду и т. д.).

  • Учить спокойно, с интересом рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.

  • Подводить малыша к зеркалу, обращать его внимание на чистоту одежды и лица.