Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
МДОБУ № 7 - РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ФОП
[МДОБУ № 7 "Ласточка" станицы Прочноокопской ]

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ФОП

СИТУАЦИЯ

ответ

Можно ли продолжать работать по ООП, если содержание и планируемые результаты в ней не ниже ФОП ДО


Да, можно, если оформить обязательную часть в виде ссылки на ФОП ДО.

  • ФОП и ФГОС ДО – это основа для разработки ООП ДО. Однако ФОП ДО должна быть обязательной частью ООП ДО, и оформлять ее нужно в виде ссылки (п. 4 ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028). Вероятно, таким образом Минпросвещения пытается снизить бюрократическую нагрузку на детские сады. В этом случае можно будет разрабатывать меньше документации. Также меньшим будет риск ошибиться в обязательной части ООП ДО.
  • О том, что детский сад может работать по своей ООП ДО говорит и обновленный Порядок детского сада, в который добавили условие о том, что ООП ДО должна соответствовать ФОП ДО (приказ Минпросвещения от 01.12.2022 № 1048). Это подтверждает позицию, что детские сады должны разработать свою ООП ДО.

Можно ли использовать при разработке ООП ДО на основе ФОП ДО вариативные и парциальные программы?

Да, можно.
Используйте вариативные и парциальные программы в части, которая не противоречит ФГОС ДО и ФОП ДО. Эти программы можно использовать при разработке формируемой части ООП ДО. Детский сад выбирает парциальные образовательные программы и формы организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и детского сада в целом. Об этом говорит и ФОП ДО (п. 4 ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028).

Нужно ли теперь разрабатывать календарный план воспитательной работы или работать по федеральному плану
 


Да, нужно.

Федеральный календарный план воспитательной работы содержит единый для всех детских садов перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат. ФОП ДО дает право наряду с федеральным планом проводить иные мероприятия по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей согласно программе воспитания (раздел 36 ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028). Все мероприятия должны проводиться с учетом особенностей ООП ДО, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей дошкольников.

Может ли детский сад самостоятельно разработать режимы дня групп

Да, может. 

Закон об образовании оставляет за детскими садами право самостоятельно определять режим занятий обучающихся и разрабатывать локальные акты, которые в том числе устанавливают режимные моменты (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Кроме того, ФОП ДО содержит только примерный режим и распорядок дня для дошкольных групп (п. 5 ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028).

Можно ли работать полностью по ФОП ДО

Это спорный вопрос.

Нет единого мнения, но полагаем, что надо разработать свою ООП. ФОП только основа для разработки своей ООП, обязательная часть оформляется в виде ссылки (п. 4 ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028). При этом помимо обязательной части в ООП ДО должна быть еще и формируемая часть, которую детский сад разрабатывает самостоятельно. По ФГОС ДО программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная и формируемая часть.

Возможно, Минпросвещения даст дополнительные рекомендации о том, как использовать ФОП ДО и может ли она полностью заменить ООП ДО. Но пока таких разъяснений нет.

Закон об образовании разрешает не разрабатывать учебно-методическую рекомендацию из ФОП, но не всю ООП ДО (п. 6.4 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Также не стоит забывать о том, что ООП ДО должна учитывать индивидуальные потребности, интересы и особенности обучающихся.

На какие методическое пособия можно ориентироваться при реализации ФОП ДО

ФОП ДО не дает инструкций по поводу того, какие именно методические пособия использовать при реализации ФОП ДО. Однако в ней указано, что детский сад использует обновляемые образовательные ресурсы, в том числе расходные материалы, подписки на актуализацию периодических и электронных ресурсов, методическую литературу, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивное, музыкальное, оздоровительное оборудование, услуги связи, в том числе Интернет (32.8. ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028).

Нужно ли руководствоваться ФОП ДО при  разработке адаптированных программ для детей с ОВЗ

Нет, не нужно.

Детский сад организует работу с детьми с ОВЗ и инвалидами в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой ДО (п. 28.5 ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028). ФАОП ДО – основа для разработки адаптированных программ в детском саду (п. 2 ФАОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 24.11.2022 № 1022). ФАОП имеет модульную структуру. Ее разработчики предполагают, что детские сады будут использовать программу как конструктор при разработке собственных АОП.

Надо ли учитывать примерные программы при составлении ООП детского сада по ФОП ДО


Нет, не надо.

Закон об образовании обязывает разрабатывать ООП ДО на основе ФГОС и федеральной программы (ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Требование использовать примерные программы из него убрали.

С 1 января 2023 года примерные программы можно использовать при разработке ООП только как источник вдохновения. Например, копировать некоторые абзацы, чтобы составить свою парциальную программу для формируемой части ООП ДО. Лучше не указывать в ООП ссылки на примерные программы – это могут расценить как противоречие Закону об образовании.


Как соотносятся образовательные области и направления воспитания.

Памятка для педагогов "Общие положения о ФОП ДО".

Памятка для педагогов "Содержание образовательной деятельности по образовательным областям" 

Памятка для педагогов "Структура организационного раздела ФОП ДО". 

Памятка для педагогов "Структура содержательного раздела ФОП ДО". 

Памятка для педагогов "Подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов".

Памятка для педагогов "Содержание коррекционно-развивающей работы в соответствии с ФОП ДО".

Памятка для педагогов "Целевые группы воспитанников, которые могут получать адресную психологическую". 

Памятка "Структура Федеральной программы воспитания".

Целевые ориентиры воспитания.